Знаете, какое одно из удовольствий travel-журналиста и/или -блогера? Когда после твоего путешествия находятся знакомые и незнакомые люди, которые вдохновляются твоими рассказами и фотографиями и начинают планировать поездку по твоим следам. Желающие проехаться по северу Франции уже нашлись. Да и я сама пишу уже третий текст об этом своём путешествии.
№1
Жил-был французский король. И звали его Франциск I. И любил он устрицы. И понравились ему моллюски из бретонского местечка Канкаль, что на берегу бухты Мон-Сен-Мишель). И начали поставлять свежие устрицы к королевскому столу дважды в неделю. И был за это дарован Канкалю титул «города».
Титул у Канкаля никто не отобрал, хотя там проживает немногим более 3000 человек. Даже если у Вас в планах только объесться свежими и недорогими устрицами, пункт «осмотр достопримечательностей» в городке площадью 12 кв. км выполнится сам собой.
Стоя на пирсе, выдающемся от набережной Джона Кеннеди, отмечаешь и канкальский маяк, и полосатые палатки устричного рынка (мне — туда!), и порт с лирическим названием «Волнение на море», и памятник «Сыновьям Канкаля, погибшим за Францию» (женщина с руками-крыльями над нижним рядом домов), и отлив (чем не достопримечательность?).
10 минут вверх по rue du Port — и список пополнится мэрией (на неё смотрели окна моих апартаментов), церковью Сен-Меен и памятником «Промывальщицы устриц».
№0
Как только вода уходит в море, женщина с руками-крыльями наблюдает вот такую неожиданную картину. Пока яхты и лодки беспомощно лежат на боку, по обнажённому дну громко передвигаются тракторы с прицепами.
Суровые мужчины и женщины в резиновых комбинезонах собирают сетки с устрицами — то ли пересортировать их, то ли отправить в смесь морской и речной воды (для вкусности и мясистости) — и укладывают их на прицепы.
Перепрыгивая с камня на камень, закрываясь от мелкого дождя, поскальзываясь на иле, постоянно протирая объектив, крутишь только одну мысль: жаль, что нет резиновых сапог — удалось бы пройти ещё дальше.
Пройдёт три года с рождения устрицы и до того момента, когда вам подадут её на блюде со льдом, дополнят лимоном, уксусом, чёрным хлебом и сливочным маслом. А пока миллионы раковин притаились в сетчатых мешках, за слоем ила и гирляндами чёрно-зелёных водорослей.
Énorme
Самый обыкновенный парапет. Серый бетонный парапет возле небольшого рынка. Но только он знает, сколько миллионов людей сидело на нём, поедая средние, большие и просто огромные устрицы и глядя на уходящие к горизонту канкальские фермы.
Вдоль набережных Gambetta и Admis en Chef Thomas в минуте ходьбы отсюда найдётся не один десяток ресторанов, где за столиком со скатертью можно съесть такую же свежую дюжину устриц, запить бокалом белого и вымыть руки в пиале с водой и ломтиком лимона.
Только есть в этом особенное удовольствие: выбрать на прилавке из одинаково хороших самые лучшие устрицы №2, №1 или №0 сорта «Крёз» (за 6, 6,20 или 7 евро за дюжину соответственно); наблюдать, как продавщица, держа раковину в металлической перчатке, привычными движениями открывает створки ножом и раскладывать их в 12 углублений пластиковой тарелки; устроиться на том самом парапете; откупорить бутылочку белого; полить устрицы лимоном и… И напоследок с размаху кинуть вниз пустую створку.
Хотя почему «напоследок»? Это только первое действие. После антракта вы вернётесь на рынок и перейдёте ко второму акту под названием «Énorme» — огромным устрицам по 2 евро за штуку.
Редакторы журналов не рекомендуют заканчивать свои рассказы фразами из серии «Я бросил монетку в море, чтобы снова сюда вернуться». Что ж, я не буду показывать им этот текст. Потому что я всё же бросила створку устрицы, чтобы вернуться в Канкаль. Ζ
Ох, как здорово написано. Я ощутила запах устриц и вкус соли на губах. И этот ветер прохладный и свежий, с запахом водорослей и странствий. Думаю, скоро буду повторять ваш маршрут)
НравитсяНравится
Какой чудесный текст и атмосферные фотографии! Морепродукты — моя любовь. А это место теперь в виш-листе. Спасибо Вам за это.
НравитсяНравится
Вот не знаю что меня останавливает от поедания этих молюсков… то ли цена, то ли тактильное неприятие 🙂
Но написано так что прям очень захотелось 🙂
НравитсяНравится
М-да, я вот не ем мясо с 2002 года, но вот от море-продуктов пока не отказался.
Побольше бы таких рассказов из серии «Как это делается?», ибо большинство людей почти не имеют понятия, как производится продукт, который они потребляют.
НравитсяНравится
Ой да, хочется устриц. Спасибо за интересный рассказ. 😀
НравитсяНравится
Как устриц захотелось-то! Почему в начале статьи нет приписки «на голодный желудок не читать»?!
НравитсяНравится
Обожаю устрицы! Надо будет на север добраться, я пока в основном на юге и на центральном побережье французской Атлантики была, там с устрицами тоже порядок)
НравитсяНравится